Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 26.04.2024, 21:37

Ved's Site

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [49]
Необходимое для работы [20]
Сценарии праздников [9]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Рекомендуем:

Банк Интернет-портфолио учителей Каталог сайтов 'Российское образование в сети' Каталог сайтов Портал для учителей center Учительский портал

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Создание информационной среды обучения как средства формирования речевой компетенции на уроках английского языка. Выступление на МО, 2012.
19.09.2012, 23:02

Создание информационной среды обучения как средства формирования речевой компетенции на уроках английского языка.


В конце прошлого века в мире произошли качественно новые изменения в структуре его развития, основной особенностью которых является ведущая роль информационно – коммуникационных технологий.
Стремительное распространение и развитие Интернет - технологий в России внесло изменение в государственную политику в области образования.
Развитие информатизации образования - одно из важнейших условий реформирования и модернизации системы отечественного образования.  Сейчас в этой сфере  подготавливаются и воспитываются специалисты, которые не только формируют новую информационную среду общества, но которым предстоит самим жить и работать в этой новой среде. Проблема информатизации образования рассматривается как одна из наиболее важных стратегических проблем развития цивилизации.
В рамках приоритетного национального проекта «Образование» реализованы федеральные целевые программы «Электронная Россия» (2002-2010 гг.),

 Федеральная целевая программа развития образования на 2006 - 2010 годы (ФЦПРО), ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы»,

«Компьютеризация сельских школ» (2001-2005 гг.), «Компьютер в каждую школу» (2001-2005 гг.), целью которых было создание информационной образовательной среды для лучшего усвоения знаний учащимися в образовательном процессе. [5]
Внедрение современных ИКТ в обучение является приоритетным направлением по ФОГС. Актуальность этого направления вызвана возможностью решения не только образовательных, но и общегосударственных проблем, таких как:
- Соответствие отечественного образовательного уровня мировым инновационным требованиям (возможность самообучения, в том числе и дистанционно);
- Модернизация всех сфер деятельности общества (на основе базовых знаний применения информационных технологий, полученных в школе);
- Выполнение социального заказа общества (включение выпускников и учащихся в процесс межкультурной коммуникации, в решение глобальных проблем современности). [1]
Исходя из опыта внедрения информационно – коммуникационных технологий в  систему учебных занятий, приходится признать, что уровень использования ИКТ в образовательных учреждениях остается недостаточно высоким.
По мнению многих исследователей, внедрению информационно – коммуникационных технологий помимо очевидных и трудно разрешимых финансовых проблем и слабой технической оснащенности учебных заведений, мешает недостаточная компетентность самих учителей в области их применений.      Следует отметить, что сложностью при решении данной проблемы является динамично меняющаяся структура ИКТ, выходящая на все более высокий уровень. Федеральная целевая программа «Научные и научно - педагогические кадры инновационной России» (2009-2010 гг.) призвана кардинальным образом изменить ситуацию, повысив уровень владения учителями ИКТ и ознакомив их с дидактическими возможностями  использования их на уроках. [2]
Внедрение ИКТ в учебный процесс разнообразит обучение, делает его творческим и личностно – ориентированным, так как помогают организовать самостоятельную работу учащихся во время уроков и во внеурочное время.
Вместе с тем, информатизация обучения не должна являться лишь измененной формой традиционного процесса приобретения знаний. В этом случае важность применения ИКТ не будет соответствовать затратам на их внедрение. Главное преимущество информационно – коммуникационных технологий  -  в создании информационных обучающих систем, способных обеспечить минимальное участие учителя в процессе приобретения знаний, умений и навыков. Однако это не означает, что роль преподавателя в процессе обучения сводится к «нулю». Функция учителя в этом случае – координировать самостоятельное целенаправленное получение информации обучающимися, контролировать уровень полученных знаний. По мнению кандидата педагогических наук, руководителя лаборатории по разработке и внедрению мультимедийных средств обучения иностранным языкам НГЛУ им. Добролюбова, К. В. Александрова, информационная среда обучения должна строиться на следующих принципах:
1. Направленность на самостоятельное обучение, что позволит расширить рамки внеурочной деятельности школьников.
2. Соблюдение методических принципов обучения с учетом программируемого результата.
3. Подчиненность целям и задачам учебного процесса в целом.
4. Дистанционная управляемость со стороны учителя.
5. Адаптируемость и вариативность с учетом интересов и потребностей учащихся. [2]
Понятно, что информатизация обучения при данном подходе является средством достижения учителем поставленных целей, проводником его методики, позволяющим организовать учебный процесс так, чтобы добиться его интенсификации, помочь решить проблему нехватки времени на уроках, создать дополнительную возможность для подготовки учащихся к ЕГЭ.
Очевидно, что ИКТ применимы на всех этапах обучения и для всех учебных дисциплин. [3]
Если говорить об английском языке, то электронные ресурсы способствуют развитию всех видов речевой деятельности на иностранном языке: аудированию, говорению, чтению и письму. Возможности Интернета помогают не только просматривать фильмы на языке оригинала, слушать аудиокниги, записанные лучшими  британскими актерами, знакомиться с новостями
on- line, но и вести переписку с зарубежными сверстниками и общаться с ними в режиме реального времени при помощи Skype.
Образовательные ресурсы сети Интернет содержат богатую коллекцию материалов, которыми могут пользоваться как преподаватели, так и учащиеся при изучении различных школьных дисциплин.

В настоящее время все большую популярность завоевывают международные проекты, работа над которыми ведется учащимися из разных стран, сетевые конкурсы. Обмен информацией при этом обеспечивает сеть Интернет. В прошлом году мои ученики участвовали в 2 Интернет – конкурсах. Первый был организован группой учителей из Владимирской области во главе с Сибириной Е. Р. под патронажем Владимирского Института Бизнеса, это был конкурс сочинений «
Why I love my birthplace», а второй – Всероссийский конкурс «Наша страна – наше наследие» (интерактивная карта легендарных и необычных мест России) издательства «Просвещение». Это был наш первый опыт подобного рода. Отрадно, что учащаяся 8 класса Проскурина В. победила в своей возрастной категории в конкурсе сочинений о родном крае. Свои работы школьники отправляли по  электронной почте и знакомились с сочинениями своих сверстников по Интернету. Многие впервые встретились друг с другом только во время поездки за наградами во Владимир. Статьи о достопримечательностях нашего региона опубликованы на сайте издательства «Просвещение».
Большую популярность завоевало применение ИКТ и дистанционных технологий при подготовке к ЕГЭ. Всевозможные электронные тренажеры можно приобрести не только на дисках, но и найти на образовательных сайтах в сети Интернет. Выполнение заданий при помощи этих ресурсов помогает подготовить школьников к грядущей компьютерной форме сдачи ЕГЭ, систематизировать их знания и учит разумно распределять свое время в процессе работы.
Вместе с преимуществом описанных ресурсов, их использование создает и дополнительную нагрузку для преподавателя, поскольку самостоятельная работа  учащихся нуждается, как уже говорилось, в контроле и обратной связи, а это процесс трудоемкий.
Чаще всего преподаватели используют в своей работе  возможности электронных презентаций. Их создание не требует глубоких познаний  в области компьютерных технологий, и они представляют собой
наиболее доступное средство для передачи информации. Успешному усвоению материала с помощью электронных презентаций способствует то, что информация представляется в яркой, доступной форме, воздействующей на различные органы чувств учащихся. Зрительный ряд бывает подкреплён слуховым и вербальным сопровождением, а так же различными схемами и диаграммами, что способствует систематизации предлагаемых в презентации знаний. [4]
Программа «
Power Point» позволяет школьникам, обладая дилетантскими познаниями в области компьютерных технологий, самостоятельно создавать впечатляющие электронные презентации по теме своих проектных работ. Преимущества такого оформления очевидны: визуальная привлекательность, несложность работы с программой, возможность корректировки и изменения формата уже готовых слайдов, сочетаемость информационного, визуального и аудио рядов и простота демонстрации презентации.
Работая над проектами и их презентацией, ученики имеют  шанс показать свои возможности независимо от качества знаний, так как «
Power Point» подсказывает, где они допустили неточности в написании английских слов, аккуратность выполнения также гарантирована этой программой. Всё это не умаляет творческий подход к созданию презентаций, самореализацию учащихся и их самосовершенствование в процессе работы.
Конечный продукт после урока-защиты используется как дополнительный материал по этой теме или в качестве индивидуального задания для отдельных учеников или групп.
 Использование презентаций вносит разнообразие в ход урока и повышает интерес учащихся к преподаванию предмета, помогает учащимся эффективнее усваивать материал, экономит время учителя на оформление наглядности для демонстрации материала.
Основным препятствием использования ИКТ – технологий в современной школе является недостаточное техническое оснащение учебных кабинетов и школы в целом. В то время, когда преподавание должно вестись на высоком техническом уровне, не каждый учитель имеет возможность пользоваться компьютерным кабинетом школы по необходимости. Для многих учителей наличие в классе электронной доски является пока мечтой.
Исходя из этого, хочу заметить, что каждодневно использовать ресурсы ИКТ в условиях, в которых существуют школы сегодня, не представляется возможным, да и острой необходимости в этом подчас нет. Следует помнить и о существующих нормах непрерывного применения технических средств обучения, как в рамках урока, так и о режиме использования ИКТ в течение недели.
Однако жизнь не стоит на месте, и новое время диктует новые правила построения учебной деятельности. Наша задача – постараться овладеть хотя бы самым необходимым минимумом знаний в области применения ИКТ, чтобы выполнить миссию учителя наиболее эффективно.

                                 Учитель английского языка МОУ СОШ № 3 Ведь Г. А.

 

Литература:
1. Александров К. В. Компьютерная программа для формирования лексической компетенции при изучении иностранного языка // Иностранные языки в школе. - № 6, 2010.
2. Александров К. В. Информационно - коммуникационные технологии в обучении иностранным языкам: от новой формы к новому содержанию // Иностранные языки в школе. -  №5, 2011.
3. Воробьева В. И. О необходимости интеграции медиакультуры в содержание языкового образования в условиях информационного общества // Иностранные языки в школе. -  №7, 2010.
4. Островский С. Л. Как сделать презентацию к уроку?//Первое сенября.-2010.
5. Сысоев П. В., Евстигнеев М. Н. Компетенция учителя иностранного языка в области использования информационно – коммуникационных технологий: определение понятий и компонентный состав // Иностранные языки в школе. -   № 6, 2011.


Категория: Мои файлы | Добавил: Ведь
Просмотров: 1953 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Издательство "Просвещение"
  • «Первое сентября»
  • Вики-Влдадимир
  • ВИПКРО
  • English Teacher's Site
  • Открытый класс
  • Анализ веб сайтов
    Сертификат на никнейм Veds Site, зарегистрирован на Ведь Галину Александровну
    Сертифицируй ник-нейм!
    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz