Актуальные проблемы
информатизации обучения в контексте модернизации образования.
Ведь Галина Александровна, учитель
английского языка, МБОУ СОШ № 3,
города Александров Владимирской области.
Жить в мире, который вступил в качественно новую
стадию своего развития, безусловно, интересно. Интересно, но немного тревожно.
Изменения, происходящие вокруг, заставляют нас восхищено удивляться и
озадаченно настораживаться. Мы, родившиеся в 70-х годах прошлого века, являемся
свидетелями противоречивых направлений в развитии нашей страны и образования.
Появившись на свет в стране победившего социализма, мы успели побывать октябрятами,
пионерами и комсомольцами, стараясь соответствовать «моральному кодексу
строителя коммунизма». Потом была перестройка, которая, сметая все, и хорошее,
и плохое, давала ощущение грядущего необычного времени, которое скоро наступит
и «будет всем счастье». Все менялось, «ускорялось», но получить то, о чем
мечтали, к сожалению не удалось.
Изменения социальные вызвали цепную реакцию других метаморфоз: стационарные
телефоны как-то незаметно сдали свое лидерство пейджерам (кто их теперь
помнит?), а затем и примитивным сотовым телефонам. Домашних питомцев потеснили
электронные игрушки « тамагочи», которых надо было кормить по
часам и выгуливать как настоящих. Появлялись первые компьютерные игры, в
которые играли с помощью специальной приставки к телевизору (огромному,
ламповому!).
Мир, разделенный на отдельные страны, а
от нас еще и скрытый за «железным
занавесом», вдруг начал превращаться в «глобальную деревню», стирая границы и
заставляя нашу страну, долгие годы жившую изолированно, интегрироваться в
открывшееся мировое пространство.
Школа, являясь частью нашего общества, невольно оказалась заложницей всех этих
изменений, стараясь под них подстроиться, чтобы не отстать от жизни. То в
качестве эксперимента открывались «нулевые» классы шестилеток, то всерьез
рассматривался вопрос о 12-летнем образовании, то стремительно, без должной
подготовки, был принят закон о ЕГЭ. Все действия, предпринятые на то, чтобы переделать
систему нашего образования были направлены на ее улучшение, однако ожидаемых
результатов мы так в итоге и не получили. Зато привыкли жить в ритме постоянных
перемен и инноваций.
Сегодняшняя модернизация является очередной попыткой осовременить образование,
чтобы оно могло соответствовать требованиям, выдвигаемым обществом и
государством. Это процесс сложный и неоднозначный, включающий изменения на
разных уровнях обучения и по разным направлениям. Модернизация - результат всех вышеупомянутых революционно -
эволюционных перемен в политике, социальной сфере и в области применения технологий. Основным отличием нового
направления реорганизации образования является его непрерывность, получение его
в течение всей жизни. Достижения этой цели требует выстроить четкую систему
мотиваций, добиться заинтересованности учащихся в приобретении знаний. Согласитесь,
задача благородная, но чрезвычайно сложная в плане ее исполнения. Важным
условием должно явиться желание самого человека не выключаться из процесса
познания и, как странно это не прозвучит, сделать образование доступным. Говоря
о последнем условии, необходимо помнить, что в нашей стране получить
образование детям – инвалидам все еще весьма непросто, те учащиеся, что
проживают в удаленных от школ районах, не имеют подчас возможности добраться до
места учебы из-за бездорожья и транспортных проблем. Хочу заметить, что в
школе, где работаю я, обе проблемы недавно были решены: есть и школьный
автобус, и дистанционное обучение.
Уже давно стало понятно, что работать по – старому в школе не получится. Имея
на вооружении доску, мел, тряпку и вялотекущий энтузиазм, в современной школе
делать нечего. Детей, живущих в
информационном мире, непросто заинтересовать, удивить и вдохновить на
получение знаний. Именно поэтому информатизация рассматривается как одна из
самых важных задач модернизации отечественного образования. Цель ее – привести
образовательный уровень в стране к мировым требованиям, так как в последнее
время появилась возможность продолжения обучения и получения работы за рубежом,
возникла необходимость совместного с другими странами решения глобальных
проблем современности.
Помимо внедрения в учебный процесс ИКТ, информатизация включает и новые
образовательные технологии, такие как сетевое, дистанционное и электронное
обучение. Причем, это не будущее, а настоящее – в нашей области дети с особыми
проблемами здоровья уже имеют возможность учиться дистанционно под руководством
квалифицированных педагогов, прошедших подготовку на курсах в ВИПКРО. Повторю, что двое учащихся моей школы изучают
ряд предметов дистанционно. Безусловно, это положительные изменения, при
условии, что проблемы с обслуживанием техники решаются незамедлительно и дети
не проводят все свое свободное время в Сети.
По программе модернизации школы получают новое компьютерное оборудование,
электронные образовательные ресурсы, увеличивается пропускная способность и
оплата Интернет - трафика. И это не простые слова, а реальность, которая
происходит и в нашей школе. Однако, пока мы оснащаем свои кабинеты современной
аппаратурой, динамичная структура ИКТ уже успеет кардинально измениться, и в
итоге мы получим технику вчерашнего дня. Есть о чем задуматься.
Не секрет, что компетентность самих учителей в области применения ЭОР еще далека от совершенства, несмотря на
то, что и образовательные учреждения, и сами учителя пытаются восполнить пробел
в знаниях по этому процессу. Очевидно, что при профессиональной подготовке и
переподготовке учительского состава упор следует делать именно на обучение
работе с компьютером, поиске информации в Интернете, создание сайтов и
сообществ. Приятно отметить, что ВИПКРО уже давно предпринимает шаги в этом
направлении, но научить людей, третья часть из которых и компьютера - то не
имеет, не говоря ничего об Интернете, представляется весьма проблематичным.
Учительский состав, по крайней мере, в большинстве известных мне школ,
стремительно стареет. Молодые педагоги не стремятся приступать к работе в
учебных заведениях после окончания вузов. Профессия учителя перестала быть
привлекательной для молодежи, а те, кто не оставил школу и не поменял ее, как
многие учителя нашего города, на работу в столице (подчас менее
квалифицированную, но более высокооплачиваемую), уже с трудом могут войти в
цифровой мир и стать его полноценными гражданами. Немаловажен и финансовый
вопрос. Зарплата учителя невелика и когда встает выбор: либо приобрести себе
хороший компьютер, либо хорошо отдохнуть летом, выбор большинства падет на
последний вариант. К большому сожалению, сочетать и то, и другое многие из нас
пока не могут себе позволить. Модернизация образования призвана решить и
проблему низких зарплат учителей, ощутимо увеличив ее. Хочется надеяться, что
так оно и будет. Поживем - увидим.
Я – учитель английского языка. Работая в школе в течение 20 лет, на примере
своего предмета я ощущаю все возрастающую необходимость перемен. С появлением
возможности путешествовать по миру, где английский язык является средством
международного общения, роль его как учебной дисциплины заметно возросла и
привлекательность как иностранного стала вне конкуренции. Однако, нельзя
научиться языку, не слушая его носителей и не зная основ культуры и истории
стран изучаемого языка. Раньше мы были вынуждены довольствоваться только
общением с учителем и слушать лишь его речь на иностранном языке. В наше время это уже не проходит, или
приводит к курьезным случаям, как при недавнем выступлении известного чиновника
от спорта.
Применение ИКТ в обучении языку делает этот процесс творческим и личностно – ориентированным,
так как помогает организовать самостоятельную работу учащихся во время уроков и
после. Если говорить о преподавании языка, то электронные ресурсы способствуют
развитию всех видов речевой иноязычной деятельности: аудированию, говорению,
чтению и письму. Возможности Интернета помогают не только просматривать фильмы
на языке оригинала, слушать аудиокниги, записанные лучшими британскими актерами, знакомиться с новостями
on-
line,
но и вести переписку с зарубежными сверстниками и общаться с ними в режиме
реального времени при помощи Skype.
Образовательные ресурсы сети Интернет содержат богатую коллекцию материалов,
которыми могут пользоваться как преподаватели, так и учащиеся при изучении
различных школьных дисциплин.
В настоящее время все большую популярность завоевывают международные проекты,
работа над которыми ведется учащимися из разных стран совместно. Обмен
информацией при этом обеспечивает сеть Интернет. Понятно, что без должного
обеспечения это невозможно.
Информатизация обучения должна интенсифицировать учебный процесс, осовременить
его, создать дополнительную возможность для подготовки учащихся к ЕГЭ.
По-другому работать уже не получится.
Остается верить, что надежды, которые мы возлагаем на процесс модернизации, не
останутся просто надеждами. Очень бы не хотелось, чтобы в случае неудачных
результатов всех проводимых преобразований, единственным выходом из проблем
образования явилось принятие проекта «Детство 2030». Слишком уж жутко, в духе
футуристических триллеров, он звучит. Посему, нам, неравнодушным педагогам, следует
критически подходить к оценке своих способностей, своих умений и находить силы
и время «модернизировать» их, чтобы не оказаться за бортом современной школы и
оставаться «людьми на своем месте».
|