Неслучайные
в школе.
День учителя – праздник, который ежегодно отмечается
в нашей стране в начале октября, - хороший повод, чтобы побеседовать о
проблемах образования с теми, кто, несмотря на низкие зарплаты и растущее
неуважение окружающих, продолжает сеять разумное, доброе, вечное. Вот,
например, Галина Ведь, учитель английского языка школы №3, почетный работник
образования, преподающая в одной и той же школе уже более двадцати лет.
-
Сейчас в школах редко можно встретить молодых учителей. А как было в то время,
когда вы начинали работать. Помните, что вас привело в педагогику?
- Не скажу, что профессией учителя я бредила с
детства. Периодически возникали разные желания по поводу будущего занятия,
причем диаметрально противоположные. О том, чтобы стать учителем разговор зашел
серьезно, когда я училась в девятом классе. Я обожала литературу и русский, с
удовольствием занималась английским, любила уроки географии и биологии. Перевес
в сторону английского языка был сделан не случайно. Здесь важную роль сыграла
личность моей учительницы английского языка – Валентины Николаевны Галаниной,
человека необыкновенного во всех отношениях. Она же продолжала меня учить,
когда я уже вернулась в родную школу работать: добрым словом, грамотным
советом, ежедневной поддержкой. Да, сейчас выпускники вузов неохотно идут в
школы по вполне понятным причинам: низкая оплата труда, высокий уровень
ответственности, отсутствие престижа профессии, чему весьма способствует наш
кинематограф, представляющий школу скопищем бездарных и наглых учеников и
учителей, в массе своей старых стерв и любителей выпить. Шутки про физрука и
трудовика кочуют из одной программы в другую. Про передачи Андрея Малахова
последних лет накануне Дня учителя вообще говорить не хочу, гадко становится…
Все это выбивает почву из – под ног у тех, кто добросовестно работает,
воспитывая и обучая, не сбегая из города в поисках лучшей доли в Москву, у тех,
кто верен профессии. А таких учителей в Александрове немало, и люди эти –
неслучайные в школе.
-
Когда-то признанными столпами педагогики были И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинский,
позже все работали по системе Ш.А. Амонашвили, В.Ф. Шаталова, Л.В. Занкова.
Есть ли в современном образовании авторитеты?
- Увы, героями нашего времени становятся совсем не
те, кому нашим детям подражать следовало бы. Авторитеты в педагогике, такие,
как Песталоцци, Ушинский и иже с ними уже не могут дать ответ на вопросы,
беспокоящие современных педагогов. Труды их читаются сейчас скорее, как
романтическая литература. К сожалению, эти ниши пока не заполнены, по крайней
мере, равновеликих в отечественной педагогике назвать не могу, а необходимость
в них уже давно существует.
-
Галина Александровна, а что такое, на ваш взгляд новая школа? В чем ее плюсы и
минусы?
- На моей памяти, каких только экспериментов над
педагогикой не проводили. С сожалением признаю, что не все изменения были
благодатными. Лихорадит образование и сейчас, но связано это с неотвратимой
необходимостью перестраивать его в свете новых требований времени. Превращение
нашего мира в «глобальную деревню», где все страны связаны друг с другом не
только политически, но экономически и культурно, заставляют нас идти по пути
модернизации, внедрения информационно – коммуникационных технологий в процесс
обучения. Дело это новое и нелегкое, но помощь государства на этом пути ощутима
и прозрачна: компьютеризация классов, внедрение новых Федеральных
Государственных Образовательных Стандартов, более внимательное отношение к
детям – инвалидам, обеспечение школ автобусами для подвоза детей. Такого
размаха на моей памяти еще не было. Другой вопрос – насколько эффективными
будут результаты. На мой взгляд, чрезмерное увлечение информатизацией и
компьютеризацией несколько отодвинуло живое общение между учителем и учеником
на задний план, усложнение школьной программы и ориентация на ЕГЭ заставляет
родителей оплачивать недешевые услуги репетиторов иногда сразу по нескольким
предметам. Экономическая ситуация в Александрове, да и в стране в целом,
вынуждает родителей учащихся работать в других местах. Увеличивается количество
неполных семей, что вызывает разрыв в привычной для всех цепочке «Родитель –
Ученик – Учитель», а без опоры друг на друга, и без опеки ребенка с обеих
сторон, ждать, что воспитательный процесс будет успешным, не приходится. Как
изменить ситуацию? Вопрос явно непростой и конкретного ответа на него в
ближайшее время мы, скорее всего, не получим. Слишком далеко все зашло, и, дай
Бог, чтобы этот процесс не стал необратимым.
Елена СИБИРИНА,
фото из архива
Галины ВЕДЬ.
|