НОВЫЕ
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ
РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.
Федеральные Государственные Образовательные Стандарты, которые уже вошли
в жизнь многих школьников, нацеливают их на самостоятельность мышления, поиск
ответов на возникающие вопросы, на приобретение навыков, которые помогут им во
взрослой жизни. Одним из требований ФГОС стало развитие информационной и
компьютерной компетенции учащихся. Новые технологии дают учителю возможность
разнообразить учебный процесс, применяя
в нем интерактивные презентации, онлайн-упражнения, обучающие компьютерные
программы и другие средства телекоммуникации.
Использование ИКТ в
обучении иностранному языку открывает массу возможностей. Учитель может
включить в структуру урока видеофрагмент, аудиоматериал, презентацию,
выполнение тестов, игровые задания из обучающих программ или предложить
учащимся поработать дома над заданиями с применением компьютерных технологий,
принять участие в сетевых конкурсах и викторинах. О своем опыте работы в этом
направлении мне хотелось бы рассказать подробнее.
Работая в общеобразовательной
школе в микрорайоне, удаленном от центра, где проживают в основном семьи
рабочих и мигрантов из бывших союзных республик, я столкнулась с проблемой, что
основная часть школьников не заинтересована в изучении английского языка.
Школа, в которой я работаю, не выдерживает конкуренции ни со школой с углубленным изучением английского языка, ни
со школой, где есть специализированные классы, изучающие язык по особой
программе, ни с гимназией, где этот
предмет изучается полнее. Дети, желающие освоить английский язык, имеют
возможность получить более глубокие знания по предмету в перечисленных учебных
заведениях нашего города. Я же работаю со школьниками, чей уровень интереса к
английскому языку средний и ниже среднего. Таким образом, передо мной встала
задача найти способы, как заинтересовать
учеников, помочь им понять, что и их скромные способности к изучению
языка возможно развить. На уроках, при постоянной нехватке времени, сделать это
было бы довольно проблематично. Я решила, что единственно возможный вариант –
внеурочная деятельность.
Почитав психолого-педагогическую литературу,
я поняла, что дело это нелегкое, так как мотивы к изучению предмета могут быть
разные у разных подростков. Важно было найти интересный, увлекательный
материал, убедить детей, что участие в работе им по силе, организовать
консультативную помощь всем нуждающимся в ней, внести элемент соревнования со
сверстниками, чтобы была возможность сравнить свои силы и знания с другими
учащимися. Всем
этим требованиям полностью соответствуют сетевые Интернет – конкурсы. К сожалению,
не все они бесплатные, но есть сайты, где за участие в конкурсах и викторинах
плата не взимается. Назову 3 сайта, которые для меня и моих учеников стали
настоящей находкой. Это сайт сетевого сообщества учителей английского языка
Александровского района «We Love English»
(alexteachers.ucoz.ru), сообщество «Английский язык в
школе» (anglyaz.ru) и еще одно сообщество
учителей английского языка - tea4er.ru.
Самым сложным было подтолкнуть учеников к участию в первый раз. Все это
было ново и необычно и для них, и для меня. Многому в плане овладения ИКТ пришлось
учиться и мне самой.
Первый конкурс, в
котором мы участвовали, был языковой конкурс сочинений, организованный учителем
школы с углубленным изучением английского языка города Александрова, Сибириной
Е. Р., «Why I Love my Birthplace»
(«Почему я люблю свою Родину») под патронажем Владимирского Института Бизнеса.
Если честно, я и сама не слишком верила в успех, но, к моему большому
удивлению, 10 человек, согласившихся в нем участвовать, показали свое
неповторимое видение темы и неплохое владение языковыми средствами, а ученица 8
класса даже стала победителем в своей возрастной категории. Работа шла очень
непросто, приходилось по нескольку раз переписывать сочинения, но результат,
как я и предполагала, был достигнут. Поездка во Владимир для награждения была
увлекательным путешествием, которая запомнилась всем, кто изъявил желание в нее
отправиться, и сыграла не последнюю роль в повышении интереса школьников к
дальнейшему участию в подобных состязаниях. Позже был конкурс издательства
«Просвещение» «Наша страна – наше наследие», в котором участников уже было
семеро, Областной конкурс переводчиков, в котором из девяти участников двое
вышли в призеры и также получали награды во Владимире. Далее - Международный
конкурс презентаций «Mу
Best Summer Trip» («Мое лучшее летнее
путешествие»), викторина ко Дню Благодарения и конкурс знатоков английского
языка, Международный конкурс сочинений «Helloween in mу Life» («Хэллоуин в моей жизни»), где мы
показали отличные результаты – 1 победитель, 1 призер и 3 лауреатов, конкурс
писем на английском языке «A Letter to Santa»,
в котором впервые участвовали мои малыши из 3 и 4 классов. Следом за этим - онлайн-олимпиада, в которой все трое
участников стали лауреатами. Незабываемым стал конкурс электронных открыток к
Новому Году (из 13 участников – 1 призер и 2 лауреата), два конкурса открыток
ко Дню Святого Валентина, межрегиональный и международный, отличающиеся по
возрастному цензу (23 и 8 участников, среди которых есть и победители, и
лауреаты). Недавно закончилась сетевая викторина, проводимая сообществом наших
учителей, «May Day»,
где ребята из моей школы удостоились
грамот и дипломов. В данный момент четверо школьников участвуют в международном конкурсе песен на английском языке «Time to Sing» сообщества «Английский
язык в школе». И вся эта работа была проделана за год с небольшим.
Давая установку на
инициативу и приобретений компетенций, на готовность использовать инновации и
повышать ответственность, самостоятельность и сотрудничество детей, ФГОС
фактически подталкивает учителей искать новые пути в работе. Надеюсь, что мой,
еще не большой опыт, подскажет и другим педагогам, как повысить интерес
учащихся к изучению языка, укрепить в них веру в свои возможности. Работа эта
непростая, но дающая хорошие результаты.
Самое отрадное для меня,
как для учителя, что если в начале мне приходилось практически уговаривать
школьников участвовать в конкурсах, то теперь они даже ждут их. При участии в
сетевых конкурсах повышается не только уровень владения английским языком, но и
расширяется кругозор учащихся, совершенствуются их навыки исследовательской и
творческой деятельности, появляется ответственность за свою работу. А уж как
приятно, когда твоя кропотливая работа по достоинству оценена не только
организаторами конкурсов и викторин, но и сверстниками! Многие участники просят
меня отправлять им грамоты и сертификаты, получаемые за участие в электронном
виде, на их страницы в социальных сетях и очень радуются, когда получают
одобрительные комментарии своих товарищей. Это для подростков хороший стимул
для продолжения подобной работы.
Понятно, что работа учителя в случае участия воспитанников в сетевых
конкурсах и викторинах не сводится к получению сертификатов за их работу. Мне
приходится порой часами сидеть в социальной сети, давая консультации участникам
конкурсов. Самое сложное - так организовать работу, чтобы умело направлять
ребят в поиске информации, а не искать все за них, давать ссылки на сайты, где
можно найти ответы на вопросы, а для этого сначала найти их самой и все
изучить.
Часто меня спрашивают:
зачем тебе это надо? Учителям, работающим в школах, где ученики мотивированы на
изучение иностранного языка, возможно, это не понять. Вести уроки под девизом:
«Тихо сам с собою я веду беседу» для меня неприемлемо и неинтересно. Для себя я
выбрала способ, как улучшить ситуацию. Работая с детьми, я тоже учусь у них. Надеюсь,
что и они научились у меня полезным вещам. Главное – личный пример. Видя, что и
я не стою на месте, участвуя в мастер-классах и вебинарах, проводя сетевые
конкурсы и викторины на сайте сообщества учителей английского языка нашего
района, советуясь с ними и прося помощи в работе с компьютерными программами,
дети зажигаются желанием попробовать и свои силы.
И если кто-то также находится в ситуации, когда большинство школьников
инертны и не заинтересованы в повышении уровня своих знаний, то эти советы,
надеюсь, будут для них полезны. Главное – желание работать, искать новые
способы вовлечения детей в учебную деятельность, пробовать свои силы в освоении
новых знаний, связанных с компьютерными технологиями. И делать это надо не
потому, что таково требование образовательных стандартов, а потому что это –
требование времени, где подростки стали уже «аборигенами» цифрового мира, а мы,
учителя, еще пока - «прохожие люди».
|