Немногие знают, но уже третий год подряд 23 апреля
отмечается День английского языка. Этот праздник – не красный день в календаре,
но с каждым годом все больше и больше людей могут с уверенностью утверждать,
что это и их день.
Сейчас трудно представить, что каких-то пару десятков лет
назад наши соотечественники не особенно стремились изучать язык Шекспира. На
классический вопрос "Do
you speak English?»
многие отвечали фразой из анекдота «Дую, но мало». А на тех, кто мог составить
пару связных предложений, смотрели как на инопланетян, искренне недоумевая, зачем
за «железным занавесом» такие познания. Сейчас те, кто когда-то прогуливал
уроки английского, стремятся устроить своих детей в специализированные школы,
благо таких даже в невеликом Александрове целых три.
Мы решили выяснить, каково это – учить современных детей
поистине мировому языку и обратились с этим вопросом к учителям разных школ района.
Татьяна Никитина, руководитель методического объединения
учителей английского языка Александровского района, учитель школы №1:
- Так как английский язык вошел чуть ли не в каждую сферу
нашей жизни, мы делаем много, чтобы в наших школах этот предмет занимал ведущее
место. Сейчас проявить свои знания и способности может практически каждый ученик,
независимо от того, в какой школе он учится. Этому способствуют различные
конкурсы, викторины, семинары, конференции, образовательные сайты и многое
другое. Одним из самых популярных является международный конкурс «Британский
Бульдог», в котором учащиеся района ежегодно принимают самое активное участие и
показывают высокие результаты. Конкурс охватывает различные разделы языка и
расширяет страноведческие знания и кругозор. С этого года такой конкурс
проводится и для педагогов. Наши учителя и сами организуют много мероприятий,
интересных учащимся не только района, но, как выяснилось, и страны. Так,
недавно созданное Интернет-сообщество учителей Александровского района уже
проявило себя на высоком уровне, предлагая не только богатый методический
материал учителям, но и разнообразные конкурсы, викторины и мастер-классы для
всех желающих изучать английский язык. И чем больше детей вовлекаются в
конкурсную атмосферу, тем интереснее им заниматься языком, а значит и
результаты их занятий с каждым разом все лучше и лучше. Вот в 2012 году
Александровские ребята показали отличные результаты на региональном этапе
Всероссийской олимпиады школьников по предмету: победителем стала учащаяся
школы №13 София Липенкова (учитель Е.В.Ерошкина), а призером - учащийся той же
школы Дмитрий Буров (учитель Т.Я.Спирова). С каждым годом все больше
старшеклассников выбирают английский язык как предмет для сдачи ЕГЭ. Средний
балл прошлого года по району (61,1%) свидетельствует о хорошей готовности ребят
к испытаниям данного экзамена.
Кстати, о ЕГЭ. Уже не
первый год и родителей, и учеников пугают тем, что экзамен по английскому может
стать обязательным. Справятся ли с ним школьники? Ведь уровень подготовки у
всех разный, да и мы прекрасно понимаем, что любая обязательность способна убить
даже самую сильную привязанность.
- В принципе, выучить иностранный язык может каждый, -
говорит Алексей Беляев, учитель школы №14, - но количество времени потребуется
каждому разное и уровень у каждого получится разный. У человека должно быть в
первую очередь желание, подкрепленное стимулом и некоторые способности. Если же
нет ни того ни другого, а есть только страх «завалить» экзамен, это ни к чему
хорошему не приведет. Плотник прекрасно живёт без знаний биологии, а спортсмен
без знаний физики, так ли уж необходимо всем одинаково хорошо знать иностранный
язык? Благо еще, если в школе семь-восемь уроков английского в неделю, а если три?
Требования-то на экзамене ко всем одинаковые, и проверяющих не будет волновать,
в гимназии ты учишься или нет. Все-таки обязательный ЕГЭ по иностранному языку
– это не самое необходимое в жизни и хочется верить, что умные головы в
министерстве это поймут.
А ведь действительно, в специализированных школах больше
внимания уделяется английскому языку, да и дети, и их родители уже заранее
настроены на более углубленную программу. Как же выживают те школы, где
английский не является приоритетным?
- Работая в общеобразовательной школе в микрорайоне ЦРММ,
удаленном от центра, в котором проживают в основном семьи рабочих и мигрантов
из бывших союзных республик, я столкнулась с проблемой, что основная часть
учащихся не заинтересована в изучении английского языка, - рассказывает Галина
Ведь, учитель школы №3. – Поэтому мне всегда приходится искать какие-то свои
способы, чтобы заинтересовать учеников,
помочь им понять, что и их скромные
способности к изучению языка возможно развить. На уроках, при постоянной
нехватке времени, сделать это было бы довольно проблематично. Я решила, что
единственно возможный вариант – внеурочная деятельность. Самым сложным было
подтолкнуть учеников к участию в первый раз. Все это было ново и необычно и для
них, и для меня. Кое-чему пришлось учиться самой. Но первые успехи, первые
награды так окрылили ребят, что если в начале мне приходилось фактически уговаривать
школьников поучаствовать в конкурсах, то теперь они даже ждут их. Самое сложное
здесь так организовать работу, чтобы умело направлять ребят в поиске
информации, а не искать все за них, давать ссылки на сайты, где можно найти
ответы на вопросы, а для этого сначала найти их самой и все изучить. Так и
работаем целый год без выходных и праздников, правда, никто не жалуется, потому
что жизнь наша стала намного интереснее и разнообразнее.
Елена БОРСКАЯ,
фото из архива автора. |